История первомайской открытки
- Подробности
- Опубликовано: 04.10.2015 01:26
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как её иногда называли в конце XIX-начале XX века, «артистическая карточка», имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определённой даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид.
Данные относительно первых российских открыток немного разнятся. В некоторых источниках говорится, что они были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»). Другие источники отмечают более раннюю дату появления открытых писем – 1 января 1872 года. В начале открытки были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».
Российские открытки были разного цвета. Самые ранние – серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные – чёрные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые – для отправки внутри города и зелёные – иногородние. «Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».
Первая советская почтовая карточка была утверждена Наркомом почт и телеграфов РСФСР 2 июля 1918 г. Иллюстрация на открытке превратилась в плакат, призыв, листовку, на месте, принадлежащем для сообщения, помещали революционные песни или лозунги, а переписка сводилась к минимуму. 1920-е годы, особенно период НЭПа, связаны с попытками возрождения дореволюционных традиций открытых писем – стали издавать благотворительные и рекламные открытки, вновь появились частные издательства. С 1924 г. Госиздат стал выпускать открытки с репродукциями и иллюстрациями, на оборотной стороне которых помещался комментарий, объясняющий произведение с классовых позиций. После смерти В.И. Ленина в 1924 г. были изданы первые серии "Ленинских открыток" – отдельные открытки и наборы открыток Ленинской тематики издавались на протяжении всего советского времени. Со второй по второй половины 1920-х к выпуску открыток приступили музеи. Выполнялись открытки на индустриальную и сельскохозяйственную тематику, посвященные Красной Армии и Флоту, комсомолу, создавались открытки на темы политической сатиры, видовые и детские.
Великая Отечественная война – важный этап в развитии советской открытки. С одной стороны, как и в момент рождения открытки, война интенсифицирует переписку, с другой – открытка, как и вся печатная продукция, выполняла функции патриотического воспитания и идеологической мобилизации. В годы войны на открытке помещали карикатуры, плакаты, боевые песни, документальные фотоколлажи. За время Ленинградской блокады в городе было создано более 800 сюжетов для печати, которые издавались и распространялись.
1960-е- 1980-е гг. историки открытки не жалуют, называют иногда периодом «замерзания» (L'hivernage de la carte postale), хотя интенсивность переписки с помощью открыток в это время достигает максимума. Это связано с новым этапом индустриализации и, соответственно, миграции населения – из деревни в город, из колонии в метрополию и т.д. Для СССР это также период, когда вся страна движется и переезжает. Возможно, стилистика открыток этого времени еще не пережила свою эстетическую реабилитацию, как это уже случилось с открытками 1930-х – 1950-х гг.
В это время распространены репродукционные открытки, монографические наборы открыток – о памятных местах, биографиях исторических личностей и деятелей искусства, иллюстраций к литературным произведениям. С начала 1960-х. г. в репродукционной открытке основное место занимает классическая живопись, а такой тип открытки постепенно теряет значение почтового отправления, превращаясь в составную часть открыточных наборов – их коллекционируют, хранят, дарят, но редко отправляют по почте. Большими тиражами выпускается агитационная открытка плакатного типа – к революционным праздникам, памятным датам. Она постепенно вытесняет хроникально-документальную открытку.
В 1990-е годы облик открыток меняется. Этот период иногда называют возрождением открытки, и это можно понимать буквально – возвращение к дореволюционным традициям. В это время появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.
Вряд ли бы в СССР нашелся хоть один человек, не отправивший в свое время, первомайской открытки своим товарищам и родным. Первое мая было одним из главных праздников страны. Однако, не все знают, после каких событий во многих странах стали отмечать 1 мая, как день солидарности рабочих всего мира. Это произошло еще в конце XIX века. 1 мая 1886 г. социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады провели ряд митингов и демонстраций. При разгоне демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть человек. Последовали акции протеста, и в один из дней в результате взрыва бомбы и последовавшей перестрелке было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к повешению (впоследствии было доказано, что обвинение было ложным). В память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
В современной России с 1992 года 1 мая отмечается как «Праздник весны и труда».